ЧАЙНЫЕ РЕГИОНЫ

ФУЦЗЯНЬ

ЧАЙНАЯ ИСТОРИЯ ПРОВИНЦИИ ФУЦЗЯНЬ

Провинция Фуцзянь была основана в период династии Тан, в 733 году, на месте древнего царства Юе.

Сокращенное название – Минь, по названию одного из племен, обитавшего здесь во времена легендарных доисторических императоров.
Фуцзянь расположена на восточном побережье Китая, между провинциями Чжэцзян и Гуандун. Это одна из самых населенных провинций Китая. Столица – город-порт Фучжоу. По своему значению в экономике и истории региона он соперничает со знаменитым портом Сямэнь, откуда был отправлен первый груз с чаем в Европу в 1601 году. Также весьма значительную роль в истории региона сыграл порт Чанлэ, откуда в 18-19 века сотни тысяч китайских разнорабочих кули (от китайского КУ ЛИ – тяжёлый физический труд) отправлялись на поиски лучшей жизни в Новый Свет. Их руками, в частности, были построены американские железные дороги, Панамский канал и многие другие стройки века в Западном полушарии. Они образовали костяк заморской китайской диаспоры, образовав чайна-тауны в крупных городах континента. Поныне целый ряд деревень вокруг Чанлэ поставляют «свежую кровь» в чайна-тауны Америки и Европы. В связи с этим, вплоть до недавнего времени посольства многих стран отказывали в выдаче гостевой визы жителям отдельных районов Фуцзяни. Влиятельные и богатые члены диаспоры делают щедрые вклады в экономику своей малой родины, поэтому, например, аэропорт, призванный обслуживать столицу провинции, на самом деле находится гораздо ближе именно к порту Чанлэ, а не к самому Фучжоу.
Жители Фуцзяни говорят на множестве местных диалектов, из которых наиболее распространенными являются южно-фуцзяньский и северо-фуцзяньский. Они очень сильно отличаются от официального китайского языка. Например, слово «чай» на одной из местных версий южно-фуцзяньского диалекта, распространённой в г. Сямэнь, звучит как «тэ». Поэтому в западных языках наш любимый напиток звучит не так, как в русском: русские купцы общались в основном с торговцами из Северного Китая, где говорят на диалектах, близких к официальному языку.
Жители прибрежных районов Фуцзяни помимо морского рыболовства активно промышляли контрабандой. Промысел настолько выгодный, что контрабандисты на протяжении многих столетий активно подкупали местных чиновников. В период династии Мин несколько губернаторов Фуцзяни подряд были казнены за связи с контрабандистами, но ситуацию это никак не изменило. Традиции также живы до сих пор.
Рельеф Фуцзяни достаточно сложный для зернового хозяйства, основу местного сельского хозяйства составляют культуры, которые можно выращивать на крутых склонах древних гор. Это плодовые деревья, арахис, и конечно чай. В Фуцзяни чай называют «чайным зерном», подчеркивая его огромную важность для местного хозяйства. Его начали выращивать здесь ещё до Лу Юя, в «Чайном каноне» имеются упоминания о фуцзяньском чае. Чай выращенный в уезде Бэй Юань (район гор Уишань), в 10 веке стал податным. Тогда его производили по технологии, в целом описанной ещё Лу Юем: свежие листья пропаривали, толкли, набивали в формы и высушивали над горячим пеплом. Этот чай перед употреблением нужно было размалывать, после чего его либо варили, либо взбивали венчиком, как это сейчас делают с японским чаем матча. Большой вклад в продвижение другого чайного региона Фуцзяни, нынешнего уезда Фудин, внес придворный каллиграф Цай Сян, который в своем труде «Записки о чае» (Ча Лу, 1049-53 гг.) прославил фудинский «белый чай» и предложил правила «чайных состязаний». Благодаря ему Фуцзянь можно назвать также родиной культуры сравнительной дегустации и титестерского дела.
В 1395 году вскоре после установления династии Мин был издан эдикт, согласно которому прессованный чай исключался из списка податных товаров, вместо него производители должны были поставлять рассыпной чай из почек. Это решение сильно повлияло на развитие чайной отрасли Фуцзяни, в частности Уишань на долгие 150 лет потеряла значение как чаепроизводящий район, т.к. местные крестьяне так и не научились делать чай из типсов надлежащего качества. Однако в самом конце 16 века все изменилось с изобретением «черного чая» У Ча, он же Сяо Чжун, он же Сушонг. Именно он был вывезен голландцами из Сямэня в 1601 году и получил высокую оценку при дворе Оранских, получив звучное название Orange Pekoe (Pekoe искаженное северофуцзяньское «байхао», т.е. все выражение можно перевести как «оранский байховый»). Благодаря торговле сначала с голландцами, а потом с англичанами, район гор Уи вновь стал процветающим чаепроизводящим регионом. В 18 веке была создана разновидность У Ча, которая полюбилась уже и китайским чайным гурманам, и получила название Улун (черно-драконовый чай). Горы Уи стали местом паломничества китайской интеллигенции, которая щедро украшала скалы вокруг чайных садов стихами, посвященными местным пейзажам и улунам.
Уже в 18 веке Уишань не справлялась со спросом на черный чай и улуны, поэтому местные крестьяне и торговцы начали активно размещать заказы в соседних районах провинции. Так получил второе дыхание уезд Фудин и началось активное выращивание и производства улунов в Аньси. К концу 18 века эти регионы уже предлагали чай под оригинальными местными названиями «фудинский белый байховый чай» и «те гуань инь» соответственно. Правда, они сильно отличались от современных сортов с этими названиями: оба были достаточно сильно похожи на утесные чаи из Уишани. Лишь в начале 19 века они начали постепенно обособляться. В 18 же веке Уча стали называть «Хунча», т.е. красными чаями, т.к. в процессе совершенствования технологии цвет настоя стал ближе к коньячному вместо мутно-желтого.
В 17 веке также произошло событие, которые впоследствии оказало большое влияние на мировую чайную культуру: остров Тайвань был присоединен после изгнания оттуда голландских оккупантов. После присоединения туда устремились переселенцы из Фуцзяни, среди которых было немало чаеводов, делавших улуны и красные чаи. На острове оказались очень хорошие условия для чаеводства, однако вплоть до 1863 года прямой экспорт чая из Тайваня был под запретом, и местный чай поступал в полном объёме в Сямэнь для дальнейшего вывоза за границу. Затем разрешение на заморскую торговлю чаем получил американец по фамилии Додд, который наладил производство упакованного в пачки тайваньского чая, поступавшего в Америку и Британию под маркой Formosa Oolong. Местные жители стали называть его «Баочжун» (Пушонг на южно-фуцзяньском диалекте) – в связи с тем, что он упаковывался в пачке (название можно перевести как «фасованный») Так тайваньский чай получил собственное обозначение.
В конце 19 века черный чай начали производить в Индии, и европейский рынок оказался надолго потерян фуцзяньскими производителями. По иронии судьбы, именно саженцы и чаеводы из Уишани положили начало производству чая в Дарджилинге. Однако в тот же период времени сильно вырос спрос на китайский чай в России, благодаря чему местным производителям удалось сохранить объемы производства вплоть до 1917 года.
После падения последней китайской династии Цин (1644-1911 г) наступил длительный период смуты, которая повлияла на спрос на улунские сорта, а в 1917 году случилась Октябрьская революция, которая почти на 20 лет положила конец чайной торговле с Китаем. В 1930е годы в Фучжоу правительство Китайской республики основало первое в истории страны учебное заведение, где изучалось чаеводство. Выпускники этого вуза положили начало современному чаеводству в стране. Самые известные: У Цзюенун, директор первого в Уишане экспериментального производства, где ручной труд по изготовлению улунов и черных чаев был частично механизирован за счёт импортных роллеров и сушилок. Он также автор фундаментальных трудов, которые служат настольными книгами для современных чаеводов Китая. Недавно умерший в возрасте 108 лет чайный долгожитель Чжан Тяньфу, интервью с которым вошло в уже исторический фильм «Китайский чай», записанный нашей компанией 8 лет назад, создатель деревянного ручного роллера, следующий после У Цзюенуна директор уишаньской фабрики, долгие годы возглавлявший работы по совершенствованию производства, агротехники и селекции чая. У Чжэньдо, отец современного тайваньского чаеводства, возглавивший «зеленую революцию» в чайном деле Тайваня, возглавивший работы по созданию гибридных сортов, составляющих на сегодняшний день основу чаеводства острова.
Гражданская война в Китае закончилась победой Компартии, республиканское правительство во главе с Чан Кайши эвакуировалось на Тайвань с остатками армии и той частью китайского общества, которая не принимала коммунистические идеи или опасалась преследований. Среди этих людей было немало образованных и в прошлом богатых, которые сохранили свои аристократические привычки к хорошему чаю и чайному ритуалу. В то же время в самой провинции Фуцзянь производство дорогих сортов начало приходить в упадок: крестьяне были объединены в коммуны, где они выполняли план по валу. Цены на внутреннем рынке на все сорта чая были уравнены. Сохранилось лишь небольшое по масштабам экспортное производство дорогих сортов для богатых представителе китайской диаспоры за границей.
В 1970-е годы началось возрождение чайной культуры на Тайване, и запущены в серию самые известные на сегодняшний день сорта тайваньских улунов. В 1979 году в КНР была провозглашена политика реформ и открытости, благодаря которой между Тайванем и материком начались торговые контакты. В 1991 году тайваньский чаеторговец Ли Жуйхэ, чьи предки так же переехали на Тайвань из уезда Чжанжоу (недалеко от Фучжоу) открыл первый магазин тайваньского чая в материковом Китае, конечно же в провинции Фуцзянь. С этого момента началось возрождение чайной культуры в материковом Китае.
Благодаря магазинам «Тяньфу» китайская публика познакомилась с тайваньскими сортами, тайваньской чайной эстетикой, а поскольку в стране начался бурный рост уровня жизни, спрос на качественный чай тайваньского уровня не заставил себя ждать. Тайваньские инвесторы и специалисты стали возвращаться в Чжанчжоу, Аньси, Уишань, и способствовали возрождению высоких стандартов чаеводства и распространению моды на утонченное чаепитие.